Заметка №38: Как поймать "крысу" в офисе?

22 Апреля 2010

Появление в офисе любой компании "крысы" – сотрудника, ворующего у своих коллег – сродни катастрофе. Что делать с изобличенным воришкой понятно – есть много способов воздействия на гада, пойманного на "крысятничестве" (www.interfax.by призывает действовать сугубо в рамках закона). Но вот как его поймать?

Трудно придумать более дестабилизирующий коллектив компании фактор, нежели появление офисного воришки. Вроде бы еще вчера дружный коллектив разваливается на глазах, возникают обоснованные и необоснованные подозрения, царит атмосфера недоверия… Какая уж тут производительность труда – при таком-то микроклимате?

Охота на "крысу"

Милицию в таких случаях вызывают редко – руководство компании обычно не желает выносить сор из избы. Впрочем, внутренние разбирательства также редко приносят эффект. А "деятельность" воришки может продолжаться не один месяц. Пропадают деньги из кошельков, мобильные телефоны, какие-то личные ценности – офисные "крысы" тянут все, что плохо лежит.

Эксперт по безопасности, председатель правления ООО "Сэйф Бизнес Компани" Александр Радкевич в интервью корреспонденту портала www.interfax.by рассказал о том, что офисное воровство нельзя назвать обычным явлением для белорусских компаний,
однако случаи "крысятничества" фиксируются достаточно часто.

Как отметил эксперт, его компании приходилось решать внутренние проблемы компаний такого типа. "Не так давно нас пригласили решить проблему офисного воровства в одной из небольших компаний – численность персонала в ней составляет около 50 человек. Как оказалось, хищения личных вещей в ней начались еще около полугода назад. Вначале никто не хотел верить, все списывали на случайность. Однако когда вещи стали пропадать с завидной периодичностью, то микроклимат в компании стал совсем отвратительным: моральная обстановка оставляла желать лучшего. А когда "испарилось" портмоне со стола одного из топ-менеджеров, пригласили нас.

Для выявления вора было принято решение использовать полиграф ("детектор лжи" – ИФ). Вначале был обозначен круг людей, которые, в принципе, могли участвовать в воровстве. В рамках тестирования этот круг был серьезно сужен. Конкретно вора мы не нашли: ситуация была запущена, воровство продолжалось около полугода, кроме того, не исключено, что воровал не один человек. Однако воровство прекратилось, по отношению к определенному, очень узкому кругу сотрудников были предприняты определенные меры. Кроме того, мы дали компании ряд рекомендаций – если они будут выполнены, проблема решится практически на 100% и больше подобных ситуаций не возникнет", – отметил А. Радкевич.

Эксперт подчеркнул, что ситуация возникла, в первую очередь, из-за неправильной организации рабочих мест. "Общеизвестно, что крадут там, где плохо лежит. В этой компании в рабочих кабинетах находились по 10 и более человек. И если человек оставлял на столе портмоне и уходил надолго, то, естественно, находился тот, к чьим рукам это "прилипало", – рассказал собеседник.

Впрочем, сложившейся ситуации можно было бы избежать. "Разбирательство с применением полиграфа было проведено, когда червоточина уже появилась. Однако можно было до этого не доводить. Например, использовать полиграф во время собеседования при приеме на работу", – отметил А. Радкевич.

"А что, здесь еще и зарплату платят?"

И все же офисные "крысы" появляются значительно реже, чем нерадивые сотрудники, ворующие у компании. Чаще всего, речь идет о персонале, работающем в торговых организациях, на складах и т. д. Компании "Сэйф Бизнес Компани" приходилось проводить разбирательства и подобных инцидентов.

"Ситуация типичная – крупная товаропроводящая компания брала на работу практически всех желающих – особенно на должность кладовщиков, грузчиков, фасовщиков. Зарплату платили не очень высокую и работники, сформировав для себя определенное "моральное оправдание" – "если нам не доплачивают, возьмем сами" – рано или поздно начинали подворовывать. Стоит отметить, что до поры до времени и руководство компании смотрело на это сквозь пальцы – дескать, особо не убудет. И, в конце концов, наступил такой момент, когда начало пропадать, фигурально выражаясь, не пять пачек в день, а 30 ящиков. Тут уж не до шуток – пригласили специалистов нашей компании для проведения тестирования персонала на полиграфе.

Тестирование позволило выявить определенный круг людей, причастных к воровству, и в отношении этих сотрудников были проведены определенные мероприятия. А приняв определенные меры по оптимизации работы и приему персонала, компания может избавиться от проблемы воровства практически полностью", – рассказал А. Радкевич.

При этом он отметил, что многих проблем эта компания могла избежать, если бы, опять же, полиграф использовался во время приема персонала на работу. "Как выяснилось во время тестирования, у значительной части работников этого предприятия имелись проблемы с воровством у работодателя и раньше. Во время собеседования при приеме на работу работники это скрыли, чего им не удалось бы сделать во время прохождения детектора лжи", – заявил эксперт.

Раннее обнаружение

Обе ситуации, описанные выше, похожи в одном – тестирование персонала на полиграфе было проведено лишь тогда, когда в компаниях возникли серьезные проблемы, и бизнесу был нанесен ущерб. Это, по словам эксперта, типичная ошибка руководства организаций: сегодня к услугам полиграфа обращаются чаще всего уже после того, как что-то произошло и с помощью других средств разобраться проблематично. "Полиграф должен, в первую очередь, использоваться как превентивное средство", – уверен А. Радкевич.

"За рубежом, даже в России, сегодня уже есть определенный набор должностей – не только номенклатурных, а рабочих – на которые без тестирования на полиграфе попросту не принимают. Речь идет о складских и банковских работниках, персонале казино, инкассаторах. Они проходят обследование на полиграфе, как минимум, на предмет лояльности к работодателю. Кроме того, часто проводятся тесты на предмет наркотической зависимости, принадлежности к криминальной среде", – подчеркнул он.

По его словам, полиграф, конечно, не панацея, которая позволяет избавиться сразу от всех проблем. Это вспомогательный инструмент, который позволяет более точно проводить тестирование персонала - как во время приема на работу, так и в ходе текущих, ежегодных проверок.

"Полиграф дисциплинирует персонал. Если у соискателя есть определенный опыт, связанный с нелояльным поведением к работодателю, то "детектор лжи" это покажет. Я, конечно, не беру ответы на такие вопросы, как "воровали ли вы в детстве?" Это, как правило, делали все. Речь идет о предрасположенности к серьезным хищениям", – отметил эксперт.

Периодический контроль персонала с помощью полиграфа также позволяет избежать множества проблем. "За примерами далеко ходить не надо: у нас недавно было несколько нашумевших дел по ограблению банкоматов. Опубликованная в печати информация говорит о том, что у преступников были сообщники в структуре банков. Эти сообщники, вступив в сговор с непосредственными исполнителями, предоставили преступникам всю необходимую информацию и те успешно реализовали свой замысел – без участия внутренних источников, преступления такого рода редко происходят. А периодический контроль персонала позволяет с большой долей вероятности предупредить подобные преступления", – уверен А. Радкевич.

Сергей Киеня

21.04/2010 года, Портал www.interfax.by


Назад к списку...

Поставщик полиграфов для ФСБ РФ
ООО «АРЕОПАГ- ЦЕНТР» — ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК КОМПЬЮТЕРНЫХ ПОЛИГРАФОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАCНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ПИК-01А»

Профессиональные компьютерные полиграфы «ПИК-01А», «ПИК-02» предназначены для проведения опросов с использованием полиграфа в полевых и стационарных условиях в интересах оперативно-розыскной, следственной и кадровой работы, соответственно, при раскрытии, расследовании и профилактике правонарушений.

Детектор лжи в кадровой работе:

  • Связь с преступными группировками.
  • Совершение в прошлом уголовно наказуемых деяний.
  • Незаконное владение оружием.
  • Склонность к алкоголизму, наркомании.
  • Наличие психических и других заболеваний.